Вот уже несколько столетий подвесные светильники играют важную роль в освещении и декоре помещений. Если первые изделия были просты и безыскусны, то сегодня к услугам потребителей тысячи великолепных решений на любой вкус и кошелек. Дизайнеры ежегодно представляют на суд общественности уникальные, авторские работы, а производители осваивают выпуск новых коллекций осветительных приборов.
В таком многообразии легко растеряться, и приобрести не самый лучший вариант. Поэтому, собираясь приобрести подвесные светильники для дома, следует иметь хотя бы общее представление об их разновидностях, особенностях конструкции и прочих нюансах. Профессиональные световые дизайнеры рекомендуют тщательно подходить к выбору, ведь светильник приобретается не на пару месяцев. Изделие должно вызывать теплые эмоции, быть достаточно интересным и модным, чтобы украсить собой интерьер. А еще, необходимо обратить самое пристальное внимание на качество модели и тип лампы.
Сегодня мы постараемся вместе с вами разобраться: что из себя представляют подвесные светильники, и как подобрать самый оптимальный вариант из доступных.
Как появились подвесные светильники?
Подвесные светильники – это осветительные приборы, у которых один или несколько источников света крепятся на длинном проводе. Они шикарно смотрятся в помещениях с высокими и средними потолками, позволяют осуществлять акцентное местное освещение. Например, для обеденного стола или рабочей столешницы.
У данного типа осветительных приборов длинная история. Первые подвесные конструкции, используемые для освещения помещений, называли «паникадило». Это греческое словосочетание, означающее «много свечей». По сути, это был громадный подсвечник, подвешенный на цепях или веревках к потолку. Чтобы гасить или зажигать свечи, его опускали вниз с помощью длинного каната, который привязывали к крюку в стене. Светильник мог быть одно- или многоярусным, в виде колеса или сложного, причудливого переплетения веточек-рожков. Современные классические люстры во многом повторяют изделия древних мастеров, восхищая своими узорами и плавными линиями.
Светильники из кованого железа, бронзы и меди, серебра часто золотили, украшали причудливой узорчатой вязью, подвесками. Роскошные паникадила, рассчитанные на несколько десятков или сотен свечей, изготавливались для соборов и храмов, дворцов высокопоставленных вельмож и аристократов. Простые люди довольствовались деревянными конструкциями с железными элементами и даже обыкновенными тележными колесами.
В XVII веке во Франции появились изделия из драгоценного в те времена стекла, что сразу возвело паникадила в ранг великолепного интерьерного декора. Они поражали своей красотой и роскошью. Хрустальные и стеклянные подвески отражали и преломляли огоньки свечей, делая их свет более ярким, насыщенным, праздничным.
Когда электричество пришло в каждый дом, перестав быть экзотикой, люди получили возможность заменить устаревшие свечи лампами накаливания. Это произвело революцию в производстве осветительных приборов. Подвесные светильники начали приобретать современный вид: появились приборы LED-ламп эволюция светильников перешла на новый уровень. на одну лампу с плафоном или абажуром, так как силы свечения было вполне достаточно. Стало возможным без опаски использовать такие материалы, как дерево, бумага, нежная ткань, перо. А с изобретением энергосберегающих и LED-ламп эволюция светильников перешла на новый уровень.
Виды подвесных светильников
За более, чем сто лет развития, электрические подвесные светильники приобрели самые разные формы и размеры. Современные дизайнеры предлагают новые, изумительные по своей задумке, идеи. Именно поэтому изделия классифицируют сразу по нескольким критериям.
Подвес
Основное отличие данного типа светильников – это наличие подвеса. Плафон может быть миниатюрным или крупногабаритным, в единственном или множественном числе, но деталь, соединяющая источник освещения с потолком, должна быть в обязательном порядке. Это может быть:
- жесткий штатив из твердого, прочного материала, короткий или длинный,
- металлические, пластиковые или стеклянные фигурные полые элементы, трубки различных диаметров, от тонких, до объемных. Их форма и длина зависят от разработанного производителем дизайна,
- провод или кабель, подключенные к сети. Так как такой подвес не отвечает требованиям техники безопасности, такое крепление обычно усиливают тонкой металлической струной, металлизированным шнуром, который и крепит плафон со всем содержимым к потолку,
- специальный трос, длину которого можно регулировать,
- металлическая цепь, вдоль которой продернут провод.
Тип подвеса выбирают, исходя из замысла декоратора. Он может быть практически незаметным, тонким. Или выполнять роль оригинального украшения, вместе с плафонами, подвесками и другими деталями конструкции.
Количество и тип ламп
В ассортименте подвесных светильников есть универсальные электроприборы, которые работают почти с любыми лампами (накаливания, включая галогенные, светодиодные, люминесцентные на патроне). Также, имеются изделия, разработанные под определенный тип. Обычно это LEDы. При покупке это необходимо учитывать, так как такие модели с лампами Эдисона работать не будут. Необходимые источники света обязательно указываются в инструкции по эксплуатации, или в описании товара на страничке интернет-магазина.
Количество источников света зависит от модели, причем выбор огромен. Существуют одно- и двухламповые изделия, а также 3-х, 5-ти и 6-тиламповые. Если говорить об энергосберегающих, светодиодных конструкциях, то данный показатель может доходить до 200-300 штук. Такая разница обусловлена энергопотреблением изделий. Лампы накаливания потребляют большое количество энергии, тогда как конструкция светильников рассчитана на ограниченную мощность. Если ее превысить, недалеко до пожара или короткого замыкания. Именно поэтому на один подвес крепят не более 5-6 ламп. Если же использовать экономичные, пожаробезопасные светодиоды, то превысить предельную мощность очень затруднительно. Поменять лампы накаливания на ЛЕДы можно свободно, если подходит цоколь и конструкция электроприбора. А вот наоборот делать не рекомендуется.
Плафон
Современные технологии открывают массу возможностей перед потребителями. Сегодня плафон – это не просто способ смягчить световой поток или сделать его более или менее направленным. Различают несколько типов плафонов:
- вращающиеся дают возможность регулировать направленность светового луча,
- модульные обеспечивают моментальную замену элементов конструкции,
- стационарные жестко закреплены на подвесе.
Плафон выбирают в зависимости от практической необходимости. Так, поворотные системы прекрасно подходят для акцентного освещения кухни, рабочих зон, предметов искусства или коллекций. А стационарные модели отлично выполняют роль основного, центрального светильника.
Форма
Этот параметр может меняться в широких пределах. Сегодня в моде светильники-шары и объемные геометрические фигуры в виде цилиндра, конуса, куба, полусферы. Однако, не стоит себя ограничивать. Если по душе абстракции или шик художественных арт-объектов – можно смело их приобретать. Детям очень нравятся яркие модели-игрушки, изделия в виде природных объектов и явлений, фантазийные формы. Единственное условие – светильник должен гармонировать с интерьерным дизайном.
Материалы
Благодаря более совершенным технологиям производства, список материалов, из которых изготавливают светильники, заметно пополнился. Еще лет пятьдесят назад ассортимент был намного беднее. Можно встретить корпуса светильников из:
- сплавов металлов – латуни, стали, бронзы, алюминия,
- различных пород натуральной древесины, бамбука, ротанга,
- искусственных материалов – акрила, пластика,
- керамики, хрусталя и прозрачного, цветного и матового стекла.
Плафоны изготавливают из тех же материалов, плюс:
- различные виды тканей,
- соломка и птичье перо,
- кристаллы Сваровски и зеркала,
- тонкая проволока, текстильная бахрома.
Используется любое сырье, подходящее под задумки дизайнера. Благо, что ограничений здесь немного. Лишь требования безопасности и практичности, да фантазия автора проекта.
Как правильно выбрать и установить подвесные светильники
Огромный плюс подвесн х светильников – это их универсальность. Благодаря широкому модельному ряду, можно подобрать подходящий вариант для любого помещения в доме. При этом желательно учитывать высоту потолков: слишком длинный подвес при недостаточной высоте комнаты будет доставлять проблемы в процессе эксплуатации. Для такой планировки выбирают модели с возможностью регулировки, или с короткими штангами. Кроме того, неподходящее изделие способно испортить впечатление от продуманного интерьера. А теперь подробнее о выборе подвесов.
- В прихожей нижняя точка светильника должна находится на высоте не менее 200 см над уровнем пола. Это убережет домочадцев и гостей от непреднамеренных столкновений с плафонами и несчастных случаев. А еще лучше измерить опытным путем: стоя под светильником с поднятыми руками, человек не должен доставать пальцами до прибора. Поэтому, нужно учитывать еще и рост жильцов. Если в доме проживают настоящие богатыри, то лучше ограничиться потолочными или встроенными моделями.
- В спальне и гостиной подвесные светильники используются как в качестве основного света, так и для подсветки нужных зон. В первом случае изделие размещают в условном центре потолка, на высоте не меньше 2 метров от пола. А вот светильники для вечернего чтения можно опустить так, чтобы до тумбочки оставалось 30-50 см. Так как вдоль стен никто не ходит, мешаться они не будут, но при этом отлично заменят настольные лампы.
- Высота абажура над обеденным столом составляет 70-90 см. Такое расположение обеспечивает комфортную, достаточно яркую подсветку при минимальных затратах на электроэнергию. А столешница защищает людей от случайных столкновений.
- Рабочую зону также можно оборудовать таким осветительным прибором. В этом случае нижняя точка плафона находится на расстоянии 30 см от столешницы, а от настольной лампы отказываются.
Несколько рекомендаций от наших дизайнеров:
- крепить изделие к потолку можно по-разному. Мы советуем использовать потолочные крюки, которые обеспечивают максимально надежную и долговечную фиксацию,
- если высота потолка составляет меньше 2,3 метра, то использование подвесов нецелесообразно. Такой дизайн зрительно сделает помещение еще ниже, создаст мрачные тени по углам,
- к натяжным потолкам следует относиться крайне осторожно. Если вы используете лампы накаливания, расстояние до плафона не должно быть меньше 40-50 см, иначе полотно начнет коробиться, темнеть.
Светильники на подвесах – это великолепный инструмент для зонирования пространства в комнатах. Небольшие модели размещают над барными стойками и изящными чайными столиками, в зонах для отдыха и релаксации, над туалетными столиками. Превосходно смотрятся как одиночные модели, так и многочисленные шарики, расположенные на разной высоте или собранные в гроздь.